2. «Белый пароход»
Режиссер и автор сценария Инга Шепелёва по мотивам ее же одноименной повести.
Повесть эту автор написала в 21 год, когда, по ее собственным словам, «когда еще свежи были воспоминания детства» и «хотелось передать это наивное и абсурдное десткое ощущение реальности, когда все, что происходит, становится сказкой перед сном, новеллой или таинственной историей любви, рассказанной шепотом подругам из детского хора».
Действие происходит в Якутии, что почти автоматически причисляет фильм к нынешнему «феномену якутского кино»? Или не причисляет? Но сопродюсеры здесь
-известные авторы якутского кино Степан Бурнашев и Дмитрий Давыдов.
По направлению из Москвы в музыкальную школу-интернат для одаренных детей в якутском городе приезжает русский директор (Александр Кошкидько), который с унылым видом слушает как учащиеся играют на национальных инструментах и поют про «Белый пароход»
— А море синее,
А волны сильные,
И стала узкой полоской земля,
Но нет желания, скажу заранее,
Сойти на берег с того корабля.
Директор заявляет о необходимости «удалить из репертуара остатки советского прошлого». В чем не сходится с Мартой Григорьевной, руководительницей детского хора (Элла Соколова), которая и после просьбы говорить по-русски, отвечает директору только на национальном языке. И категорически не собирается удалять из репертуара «Белый пароход».
Директор заявляет, что сам возьмет хор и начинает в прямом смысле снова с перестановки — хористов переставляет.
— Раз, и!
Но хористы молчат. Или мычат. А поют ночью в спальне интерната с прежней своей руководительницей.
Неувязочка у директора вышла. А он то обещал в Москве да полгода навести здесь порядок.
Белый пароход оказывается не только старой советской песней, которую старшее поколение помнит в исполнении Ларисы Мондрус, но и вполне конкретным затонувшим пароходом, разумеется, белым. На котором Марта, как мы догадываемся, потеряла кого-то важного для себя. И хранит его в песне. Что это был капитан парохода, который подарил Марте пластинку с этой песней и ушел, она ждала, а он не вернулся, потому что погиб во льдах реки Лены, мы узнаем почти в финале. И когда Марта откажется от этой песне в ней перестанет звучать музыка.
Ставший уже непривычным формат экрана 3:4 должен сжать, вернуть зрителя в то время когда это был основный формат — в только что показанном на фестивале «Новый сезон» сериал «Аутсорс», действие которого происходит в 90-е, такой же экран и тот же прием отправки зрителя в визуальное прошлое. И темп этого фильма вполне оттуда, из того времени.
Фильм нетороплив, медитативен, и, разумеется пронизан музыкой самого разного рода — от исполнения «Болеро» Равеля на баяне до «Если б не было тебя» Поля Мориа на якутском…
… и снова медитативен и нетороплив.
Кадр к кадру. Сцена к сцене.
Герои медленно говорят, медленно двигаются. Даже стоят медленно.
Совершенно забытый темпоритм то ли того времени, то ли внутреннего ритма автора.
В анонсе фильма говорится , что «перестройка ставит перед народом саха необходимость заново собрать представление о своей идентичности».
Выражен этот «поиск идентичности», скорее, в народных песнях, которые поют, в игре на варгане- якутском музыкальном инструменте с медитативно звучащей натянутой струной, а дереве с нанизанными на него яркими кусочками материи с загаданными желаниями, и в
Во всем нашем авторском фестивальном кино мне чаще всего не хватает заботы обо мне как о зрителе — ну сделайте же так, чтобы мне было интересно! Эту же самую историю на том же самом якутском материале можно же рассказать так, что от экрана будет не оторваться! Но авторы будто принципиально делать этого не хотят .
И получается такой полуторачасовой смотр номеров якутской художественной самодеятельности, замешанный на местной (настоящей или выдуманной) притче и по какой-то непонятной причине названный фильмом.