Один из самых основных мотивов фильма — это дистанция. Режиссер и оператор достигают ее с помощью самого понятного приема — общие планы.
Главные герои фильма дистанцированны от своих злодеяний буквально — огромной стеной. Они никогда в кадре не показаны во время преступлений (кроме момента из предыдущего поста). Ни они, ни зрители не становятся прямыми свидетелями Холокоста.
Все ужасы находятся за стеной. Эта дистанция — намеренная слепота и игнорирование происходящего. Но важно отметить, что мы — зрители — точно так же находимся на дистанции от происходящего.
Режиссер намеренно использует этот прием, работающий в несколько слоев. Во-первых, зрителю дают возможность НЕ прикипать эмоционально к персонажам, а наблюдать со стороны. То есть дает возможность взглянуть обьективно. Не очеловечивает злодеев, но и не демонизирует.
Во-вторых, из-за этой отстраненности зритель может испытывать так же и чувство беспомощности. Мы даже не можем ненавидеть этих героев, потому что не понимаем их, не чувствуем из-за отсутствия крупных планов, которые обычно работают на объяснений чувств персонажей.
Если фильм не дает возможность вовлечься эмоционально, значит зритель не может влиять на свое ощущение от увиденного. Мы становимся свидетелями ужаса, на который не силах повлиять или отвлечься.
И, в-третьих, дистанция дает возможность увидеть картину целиком. Помимо красивого сада мы всегда можем видеть клубы черного дыма, от которого так и норовит пробежать мороз по коже.