80 назад состоялась премьера «Двойной страховка» — великого нуара Билли Уайлдера, одного из главных фильмов жанра.
Удивительно, как Уайлдер умел обходить запреты цензурного Кодекса Хейса. Сначала он снял первый большой голливудский фильм про алкоголизм («Потерянный уикенд»), а сразу за ним экранизировал роман Джеймса Кейна, который не пускали в Голливуд почти десять лет, начиная с первой публикации в середине 1930-х. В 1943 году Уайлдеру удалось купить права на экранизацию и запустить фильм в производство. Наверное, все из-за того, что уже в 1940-х (Кодекс Хейса действовал полноценно с 1934 года) вожжи цензуры в американском кино чуть ослабли.
«Двойная страховка» — это история о том как femme fatale Филлис Дитрихсон очаровывает и влюбляет в себя страхового агента Уолтера Наффа. Её цель — убийство нелюбимого мужа и получение так называемой «двойной страховки» за его смерть. Такая выплачивалась в те годы за гибель человека на железной дороге.
«Двойная страховка» — эталон жанра, кладезь для последующих цитат внутри нуара и за его пределами, и просто прекрасное кино. Картина была номинирована на семь «Оскаров», но в итоге осталась без статуэток. Но триумфаторов того года (байопик «Вильсон» и музыкальную драму «Идти своим путем») сейчас вспоминают в разы реже, чем фильм Уайлдера.
Как это нередко бывало в истории «Оскара», провал картины в отдельно взятый год мог быть никак не связан с её качеством. Обычно проигрыш «Двойной страховки» связывают с тремя вещами — агрессивной кампанией фильма «С тех пор как вы ушли», за которой стоял могучий Дэвид Сэлзник, вступивший с Уайлдером в пикировку, провокационными для того времени темами, поднимаемыми в фильме, а также тем, что за год до этого Уайлдер уже стал триумфатором «Оскара» с еще одной мрачной и уже упомянутой картиной «Потерянный уикенд».
Но все это не делает «Двойную страховку» ни лучше, ни хуже. Это великая картина, и сегодня — лучший день чтобы еще пересмотреть или наконец познакомиться.