4. «Аутсорс» Okko
Представляя проект компании «Среда» и режиссера Душана Глигорова генеральный продюсер Okko Гавр Гордеев напоминанет, что именно эта команда произвела «Трассу», которая сейчас выходит на сервисе. От себя добавлю, что не только «Трассу», но и «Хрустальный», который выходил на другой платформе.
Даже рассказанная в анонсах завязка — в 90-е приводящие в исполнение смертные приговоры сотрудники тюрьмы особого назначения предлагают родственникам жертв за определенную сумму убивать убийц их близких самим — приводит в состояние шока.
Но сериал оказывается не об этом. Точнее, не только об этом. А шокирующая фабула как мощный маркетинговый инструмент, помогающий привести зрителей на сериал.
Первая же неожиданность при начале просмотра — экран формата 3:4, какие были в том самом 1996 году, когда присходит действие. Формат 9:16 пришел позже, но под него потом растянули все старые проекты, чтобы не отличались от новых, а тут новый выходит в старом соотношении сторон кадра. Что невольно возвращает зрителя в те времена.
В тюрьму особого назначения на Камчатке, где сидит пятеро особо опасных преступников, осужденных за десятки убийств и других тяжелейших преступлений, поступает на службу новый сотрудник Костя, приехавший из города Кимры (Иван Янковский).
Двое сослуживцев Саша (Эльдар Калимулин) и Роман (Данил Стеклов) вводят новенького в курс дела, но новенький — «первый день, из города Кимры» — не сразу «вводится».
Особо опасный заключенный корчится от почечных колик, Костя требует позвать врача- «Он же человек», но коллеги отвечают: «Ты это тем 16 женщинам скажи, чьих дочерей он изнасиловал и убил».
Но новенький готов да свой свет купить лекарствам которых нет в медчасти тюрьмы.
В тот же день должен быть приведен в исполнение один из смертных приговоров.
Новенький не выдерживает чтения приговора с описанием всех злодейств до конца и , не раздумывая, стреляет.
Как стреляет и днем позже, когда замечает, что Саша крадет табельное оружие, чтобы расквитаться с тем, кто изнасиловал его невесту перед свадьбой. Насильник (Василий Бриченко) разоружает засомневавшегося Сашу, а не испытывающий сомнения Костя стреляет.
И чем отличается выстрел «на работе» и за воротами тюрьмы . Диалог двух молодых людей на берегу ледяного океана важный для понимания.
— Ты считаешь, что люди, которые сидят в одиночках, единственные в нашей стране, которые достойны смерти?
В «Аутсорсе» опять та же тема тяжелого, времени 90х, безденежья, бесправия, беззащитности любого человека, вечной вины жертв. В последнее время она появляется далеко не в первом сериале.
Что в «Слове пацана», что в «Трассе», что в «Аутсорсе» все вокруг беспросветно, а изнасилованные сами виноваты.
«Что туда поперлась?!», — взвивается не снимающая с головы меховую шапку мать Наташи (почти неузнаваемая, отошедшая от своих штампов Карина Разумовская), когда дочка за нарезкой свадебного «Оливье», признается, что ее изнасиловали, после чего дочке только в петлю.
Представляя проект, продюсеры возвели на пьедестал автора сценария Анну Козлову («Краткий курс счастливой жизни»), которая в этом проекте еще и шоураннер. Но в близком сравнении «Аутсорса» с только что вышедшей «Трассой» той же съемочной группы, но другого сценариста Олега Маловичко, видно, что Козлова не Маловичко. Такого идеального входа в историю не получается. Как не получается и разговор на сложные темы, так вплетенный в художественную ткань повествования чтобы выводы зритель делал сам. Здесь выводы выводы сделаны за зрителя автором , а болевые темы — что разговор о праве на убийство преступника, что другие, например, незаконного обогащения на приватизации советских заводов, превращаются в агитки и прокламации.
Сериал сильный. До конца, когда выложат на платформе, скорее всего, досмотрю. Но…
Возможно, был замах на третью часть антологии, начатой «Хрустальным» и «Трассой», но по первым двум сериям пока чтобы встать в ряд с ними, чего-то не хватает. Или, напротив, чего-то в избытке. Перебор.