Пора это обсудить.
Перед вами франшиза «The Conjuring» Джеймса Вана, ставшая большущим хитом как в мире, так и в российском прокате. У нас вышла первая часть под названием «Заклятие».
Это правда очень хорошая адаптация названия на русский. Потому что глагол «conjure» используется в контексте «колдовать» и «заклинать».
После ошеломительного успеха серии, слово «заклятие» для проката стало синонимом успеха (первый фильм собрал в России $10 млн), что стало одним из самых (но не самым, мы к этому еще вернемся) тиражируемых слов в адаптации названий малоизвестных хорроров, закупавшихся для проката.
Таким образом, никак не связанные с Джеймсом Ваном картины из разных стран — становятся частью огромной франшизы. А иногда помимо прочего, к тайтлу «Заклятие» добавляется еще что-то знакомое и может быть даже культовое.
Судите сами:
• Оно Живет Внутри = Заклятие. Зло Внутри (2023)
• Ритуал Красной Книги = Заклятье. Книга Крови (2022)
• Исчезнуть Целиком = Заклятие. Шестое Чувство (2022)
• Призрак = Заклятие. Темные Воды (2023)
• Слуга Сатаны 2: Причастие = Заклятье: 13 Этаж (2022)
• Помощь = Заклятие. Зарождение Зла (2023)
За 2022 год (на следующий год после «Заклятия 3») в российский прокат вышло три, а в 2023 аж ВОСЕМЬ фильмов с заголовком «Заклятие» или «Заклятье». Реально хорошо прошел только «Заклятье. Спуск к Дьяволу» («The Cellar» или «Подвал»), собравший $1,8 млн, остальные релизы собирали от $140к до $850к.
Покупка прав на дистрибуцию англоязычного хоррора категории Б выходит в среднем около $100-150к, индонезийские и тайские хорроры в среднем отдают за $50к, но иногда может быть и дешевле (аж в районе $20к), цена сильно зависит от страны производителя, но хорроры с более менее хорошим продакшном и актерами могут и до $300к продаваться. Ужастики ААА-категории могут идти уже выше.
Это значит, что почти во всех случаях — вложения окупаются (ведь у прокатчика на территории России фильм еще могут закупить онлайн-кинотеатры, за копейки, но это тоже прибыль). Более того, мне нашептали, что некоторые проекты и вовсе могут идти бесплатно, как бы бонусом при покупке прав на дистрибуцию более крупного проекта у правообладателя.
Уж не знаю, что было первым — зрители идиоты или локализаторы, считающие зрителей идиотами, но у этого колхоза бесконечный цикл жизни. Возможно, все же виновато первое, ведь если бы схема не работала — было бы придумано что-то новое, верно?
С точки зрения бизнеса — красавчики, тут даже спорить бессмысленно. Тем более с учетом того, что это один из немногих способов сейчас зарабатывать на прокате. И я согласен, что «Спуск к Дьяволу» звучит более продающе, чем «Подвал». Но бля. Ребят. «Заклятие. Шестое Чувство»? «13 этаж»? «Реинкарнация Отца»? Вы серьезно?