После той самой сцены (когда Ли спасает Джесси и попадает под пули), мы видим завершение всей истории, а именно — переход Джесси «по ту сторону».
Мы видим, как она смиренно уходит вперед, оглядывается (ни то на Ли, ни то на зрителя) и края кадра начинают размываться, а ткань ее реальности — расслаиваться (третья картинка).
На самом деле — это почти невидимый прием, потому я добавил еще один последующий кадр для сравнения, когда эффект уходит (пятая картинка). Обожаю Гарленда за такую простейшую деталь, которая еще и достигается очень просто, это буквально несколько кнопок для постпродакшна. Однако, это работает замечательно. Вот, что такое крепкая режиссура и видение целостной картины.
Сам же эффект называется “хроматическая аберрация”, которая часто встречается у низкого качества линз (например, у мыльниц). Добиться такого эффекта можно в любом фото- и видео-редкаторе (ищите туториалы на тему «lens distortion»).
Вынося за скобки все политические и культурные подтексты, антивоенный посыл и жанровые элементы, Гарленд снял историю про путь персонажа, сознательно получившего не излечиваемую травму.
Это кино — про путешествие Джесси в Ад, которое изменило ее навсегда, оставив на ней метку войны, которая будет преследовать ее всю оставшуюся жизнь. Как и Джоэла. И весь абсурд в том, что они сделали ВСЁ для того, чтобы оказаться «по ту сторону», несмотря на все предупреждения.
Встречал мнение, что Гарленд снял кино про цинизм профессии. Мне кажется, это в корне неправильное прочтение фильма. Не зря режиссер в одном из интервью сказал, что посвящает это кино в первую очередь военным репортерам.
«Civil War» — про сознательную жертву, на которую идут эти люди, потому что оставаться отстраненным (считай, нетронутыми) не получится ни при каких обстоятельствах.
5/6