Режиссер: Дэвид Кроненберг
Оператор: Питер Сушицки
Раньше я даже не замечал, как один из самых спорных фильмов Кроненберга зеркалится с «Мистером Роботом». Я отчетливо вижу визуальное, стилистическое и даже сюжетное влияние на Сэма Эсмэйла.
Начиная от композиционных решений, когда он загоняет персонажей в угол кадра, заканчивая основной сюжетной линией фильма и разбросом по фактурам и цветовым разделениям.
Сегодня фильм смотрится более злободневно, чем в годы свои выхода. Главный герой — олицетворение нового поколения миллиардеров. Сюжет, можно сказать, крутится вокруг падения криптовалюты, которую не смог просчитать молодой гений, проталкивающий в мир айти-технологии.
Рванное повествование, внезапные прыжки по локациям, зацикленное появление некоторых героев, уникальный стиль диалогов (в которых персонажи общаются на уровне бессознательного, проговаривая бессвязные афоризмы и философские тэйки), а так же внезапные вспышки сексуальности и насилия — идеальная экранизация атмосферы осознанного сна.
Это по-прежнему неоднозначное кино, в котором проговаривается очень много, но не доводится до конца. Это словно сны под температурой 38 в спальне Патрика Бэйтмана, работающего в айти-корпорации (или просто — Тайрелла Уэллика, если понимаете, о чем я).
Фильм — издевка. В нем без умолку говорят персонажи, но почти никак не проясняются детали мира, в которой они живут. Визуально и стилистически, словно Кроненберг снимал фешн-рекламу мужского парфюма (или мужских часов), нашпиговав фильм разными локациями и засунув в рот персонажам фразы из пафосных рекламных слоганов.
При этом, невозможно оторвать взгляда от Роберта Паттинсона, для которого это был один из самых первых выходов за пределы романтического героя (и вампира, конечно же) в сторону экспериментального авторского высказывания. Кроненберга тогда не поняли и критиковали за выбор главного актера.
Однако, как мы знаем, как раз с «Космополиса» и начала развиваться вторая линия карьеры Паттинсона, уводя его все дальше в сторону неоднозначных и персонажей, сделав актера одним из главных муз для больших авторов.
И благодаря этому — сегодня «Космополис», который был очень негативно принят как зрителями, так и критиками — имеет шанс на вторую жизнь, как по части сеттинга и высказывания, так и по части пересмотра своего отношения к актерскому составу.