За праздники посмотрела несколько российских сериалов. Один из них «Черное солнце» совершенно не типичен для моего обычного смотрения, хотя бы потому, что это детектив, снятый для НТВ, а я совсем не целевая аудитория этого канала. Но этот до премьеры на НТВ вышел на сервисе Kion, что подразумевает, что в обычном ментовском продукте должно быть что-то еще.
Первую серию видела еще прошлым летом на фестивале «Пилот» и тогда на фоне сериалов, снятых для платформ, она не очень впечатлила, писала об этот тут. Разница между телевизионными и платформенными сериалами на этом фестивале всегда особенно заметна. При просмотре на большом экране в кинотеатре все провисания, повторы, проезды, пролеты, столь необходимые при «фоновом» телесмотрении, работают сериалу в минус. Как и при просмотре в онлайн-кинотеатре.
Но посты коллег из дружественных телеграм-каналов заставили к этому проекту вернуться. В итоге 12 серий досмотрела, причем даже вместе с дочкой, которая российские сериалы совсем не смотрит. Выводы мы сделали следующие:
— Тандем героев Чагина и Жука в исполнении Максима Стоянова и Юрия Чурсина сложился. От полного неприятия, почти ненависти друг к другу до профессионального и человеческого единства.
Оба играют отлично. Стоянов по «Пилоте» получил приз за лучшую мужскую роль, получили бы и оба, но Чурсина в первой серии не так много. После первой серии писала, что такого приехавшего в небольшой город следака Чурсин уже играл как минимум в «Мерзлой земле», но здесь авторы сделали его героя одиноким отцом с двумя детьми, что добавило свою краску, но, главное отличие именно в линии отношений его Жука с Чагиным.
— Отличная работа Петра Кислова в роли Глеба Филиппова – антигероев всегда играть трудно, а таких молчаливых особенно. Кислову чаще всего приходится играть одними глазами – его герой половину действия проводит в маске, но это у него получается.
— 12 серий формат чисто телевизионный (чтоб количество серий на 4 делилось, показывать вечерами с понедельника по четверг, вечер пятницы всегда верстается как выходной). Для телевизора важно зрителя на проект привести и потом удерживать на нем чем дольше, тем лучше. Для онлайн-кинотеатра именно в этом проекте 12 серий это слишком много – сжать бы до 8, а еще лучше до 6, убрать все те самые долгие проезды-пролеты-повторы, и этот пожар способствовал бы к украшению.
— Постоянная спешка при создании наших сериалов – если заявку приняли, то снимать обычно нужно «уже завтра», то есть в ближайший теплый сезон, ибо серое небо и грязный снег на большинстве территории страны у нас 9 месяцев в году и нужно, чтобы хотя бы в телевизоре небо было голубое, листва зеленая, а герои не в пуховиках – не дает авторам додумать, доработать, отшлифовать сценарий.
И эта поспешность не может не сказываться на качестве сценария. «Черному солнцу» явно не помешал бы еще один опытный редактор или продюсер или сам заказчик, который задал бы сценаристам вопросы.
Например:
— Куда пропадает линия эзотерической секты и рассказавшая о ней важная свидетельница?
— Почему сидящая почти весь сериал на цепи в подвале Габриэла (Виктория Корлякова) порой пропадает на одну, а то и на две серии?
— Почему у главного «злодея» брата Глеба Вадима Филиппова (Григорий Зельцер) такая нелогичная реакция, когда он находит пленницу в доме брата и во многих сценах в последней серии?
— Почему Нору (Анастасия Большакова) следователи отпустили и дали ей улететь за границу, если она была в составе криминальной группировки?
— Почему…
— Почему…
— Почему…
И главное, почему у назначенного другим главным злодеем следователя Литвинова (Павел Гайдученко) вся линия совершенно не вяжется с финалом? Такое ощущение, что написанного и снятого финала со злодеями Глебом и его братом заказчикам не хватило и отправили дописывать-доснимать новую развязку, приказав сделать новый твист и вне всякой логики основного действия приписать убийство жены Игоря Жука его коллеге.⬇️