«Убийца «Священный паук»: Паутина травм(ы)

В российском прокате — напряженный триллер «Убийца «Священный паук»», отмеченный на прошлогоднем Каннском кинофестивале призом лучшей актрисе. Это новый фильм Али Аббаси — режиссера хтонической драмы о любви двух троллей «На границе миров», также работавшего в команде сериала «Одни из нас». В основе жуткой одиссеи по священному городу Мешхед — реальная история, случившаяся здесь в начале XXI века. Почему этот фильм стоит посмотреть и как он предупреждает о появлении чудовищ, рассказывает Алексей Филиппов.

«Убийца «Священный паук»: Паутина травм(ы)

11 сентября 2001 года. В телевизорах по всему миру — кадры горящих башен-близнецов. В том числе — в гостинной состоятельного мужчины из иранского священного города Мешхед. Ноги хозяина виднеются через дверной проем спальни: под звук вечерних новостей он решил воспользоваться общественно порицаемыми секс-услугами. Молодая женщина, так зарабатывающая на жизнь себе и дочери, получает в нагрузку к деньгам порцию унижений и возвращается во тьму улицы, где вскоре встретит смерть от рук «убийцы-паука». Так прозвали в прессе неизвестного, который решил очистить от порока улицы города, возникшего на месте гибели Имама Резы.

Реальная история Саида Ханаи — серийного убийцы, прикончившего 16 проституированных женщин, — произвела широкий резонанс в иранском обществе. Режиссер Мазияр Бахари даже снял в 2003-м документальный фильм «И пришел паук», где перемежаются спокойные рассказы Ханаи о совершенных преступлениях, фото жертв и интервью детей, оставшихся без матери. Сам Бахари уверен, что Ханаи — убийца от рождения, нашедший удобное оправдание в религиозных лозунгах. Версия Али Аббаси — шведского постановщика иранского происхождения — не столь радикальна. Во всяком случае, в «Священном пауке» он старается исследовать мир иранской травмы комплексно, не сводя все к фигуре монстра. В них-то он знает толк и понимает, что Другой — удобная мишень для обобщений и проекций. Будь это тролли из «…границы миров», серийный убийца, подхвативший народное недовольство, или «проститутки», которым жители Мешхеда приписывают все смертные грехи.

«Убийца «Священный паук»: Паутина травм(ы)

Проводницей по сумрачному лабиринту священного города выступает вымышленная журналистка Рахими (Зара Амир Эбрахими), приехавшая из Тегерана расследовать дело «убийцы-паука». Параллельно Саид (Мехди Беджестани) ведет двойную жизнь борца с грехом: работает на стройке, проводит время с супругой и тремя детьми, а по ночам, когда никого нет дома, садится на мотоцикл и начинает охоту. С жертвами он расправляется прямо в гостинной — душит их же хиджабом. Гримасы смерти Аббаси показывает крупным планом, то ли демонстрируя, как они отпечатываются в памяти Саида, то ли предупреждая зрителей от насилия — на самом деле лишенного и капли кинематографического задора или идеологического оправдания.

Встреча «залетной» расследовательницы и коварного убийцы тоже запрограммирована не только жанровой условностью, но насилием в прошлом. Саид — ветеран Ирано-Иракской войны, проведший добровольцем на передовой 623 дня (с 1981-го по 1988-й); очевидно, получивший там психологическую травму, — помимо ощущения, что не выполнил какую-то миссию (не стал мучеником, инвалидом или трупом, как проясняет он в разговоре с сослуживцем). Рахими — участница громкого секс-скандала в тегеранской газете, где она подвергалась домогательствам редактора, уверенного, что иерархия дает ему такое право. В отличие от «паука», которого она ищет вместе с полицией, журналистка осознает, что борется со следствием (sic!), а не причиной. Лишь с точечным проявлением религиозно-патриархального уклада, вгоняющего женщин в том числе в столь унизительную зависимость от (зачастую незнакомых) мужчин.

«Убийца «Священный паук»: Паутина травм(ы)

Одно присутствие Рахими обнажает то, что может оставаться незамеченным для полицейских или ее коллеги-мужчины Шарифи (Араш Аштиани). Трагический разлом в семьях, где вступают в конфликт любовь к детям, вера в религиозные идеалы и реальность за окном (мать одной из убитых в сердцах восклицает, что та заслужила такую участь). Или препоны в жизни и работе, которые чинят женщинам, например, администратор отеля с синдромом вахтера («Как бы чего ни вышло») или полицейский, уверенный, что взять у кого-то сигарету — признак распутства. Впрочем, Аббаси не ставит целью обличить всех мусульман и мужчин без разбору: судья (Нима Акбарпур), который впоследствии будет выносить приговор Саиду, на встрече с журналисткой осуждает любые убийства и уверен, что «если женщина вышла на улицу торговать своим телом, значит, она в отчаянии». И эту мысль будет непросто донести до финала.

«Убийца «Священный паук»», конечно, остросюжетный триллер, кино с непроходящими (по разным причинам) мурашками на затылке, однако в фокус внимания Аббаси попадает гораздо больше, чем извечный поединок агентов хаоса и порядка. Его фильм действительно напоминает паутину — из натянутых эмоциональных жил, где каждая — нерешенная общественная напасть. Послевоенные травмы, религиозный фанатизм, терпимость к насилию, правовая уязвимость женщин. На пересечении этих нитей и рождается монстр, оправдывающий деяния в той логике, которая будет наиболее удобна, понятна окружающим. Ведь многие действительно поддержали Саида (и осудили Рахими в Тегеране), а соседи просили юного Али (Месба Талеб) продолжить дело отца, на что он с улыбкой ответил: «Поживем — увидим». И даже если это будет не он, нервно перебирающий пальцами ног на ковре, где убивал Саид, то новый паук в этом гнезде все равно заведется. Возможно — уже с другой мотивацией.

«Убийца «Священный паук»» в кинотеатрах с 11 мая.

Источник