16 февраля в российский прокат вышел фильм Сергея Урсуляка «Праведник» — масштабная историческая драма о подвиге советского офицера Николая Киселева, который вывел с оккупированных белорусских земель за линию фронта свыше 200 евреев. Уже после его смерти в 2005 году Киселеву было присвоено звание Праведника народов мира, его имя увековечено на Стене почета и в саду Яд Вашем — израильском Мемориальном комплексе истории Холокоста. Праведник народов мира — это человек, который, рискуя собственной жизнью, спасает людей, находящихся в смертельной опасности. Благодаря знаменитой картине Спилберга всем известно имя Оскара Шиндлера. А вот про Николая Яковлевича Киселева мало кто знает. Лента Урсуляка сделана с горячим желанием восстановить справедливость и рассказать эту потрясающую историю, увековечить имя героя и открыть еще одну неизвестную широкой публике страницу Великой Отечественной войны.
1942 год. Беларусь. Советский офицер Николай Киселев (Александр Яценко) сбегает из немецкого плена на оккупированной территории. Получает ранение, но остается жив, а позже возглавляет небольшой партизанский отряд. Однажды солдаты освобождают несколько десятков евреев в одной из захваченных немцами деревень, тем идти некуда, и они просят партизан пойти с ними. Постепенно к отряду прибиваются все новые и новые спасающиеся от зачистки — из Долгиново, Новогрудкино, Пинска, Гродно и других окрестных мест. А также из Гамбурга, Бухареста, Вильно – те, кто уже давно бежит от смерти. Киселев совсем этому не рад: старики, женщины, дети – обуза для партизан. Но приходит приказ: «Провести этих людей по немецким тылам и вывести за линию фронта на территорию Советского Союза, в братскую семью народов». И отказаться он не может.
2005 год. Израиль. Центр памяти жертв Холокоста ищет свидетельства, что красноармеец Николай Киселев спасал евреев. Единственный живой свидетель – своенравный старик Моше Таль (Дов Гликман) – отказывается говорить о нем, что ставит под сомнение героический поступок претендента на звание Праведника мира. Почему молчит Таль – главная интрига фильма, открывающаяся только в самом конце. Остальное доподлинно известно: и количество спасенных (218), и их имена.
Снова 1942 год. Еврейское гетто в Беларуси. Отец и мать (крохотные роли Чулпан Хаматовой и Константина Хабенского) смотрят на спящих детей и выбирают, кого из них отправить на «русскую сторону», спасти от неминуемой смерти, выкупив за драгоценности. Выбор падет на 17-летнего Моше Таля (Марк Эйдельштейн) и его младшую сестру Мириам. С собой у мальчика только семейная фотография и фамильная ценность – старинная итальянская астролябия, единственное воспоминание о семье, которую неизбежно расстреляют. Сестру он вскоре потеряет: ее заберет с собой гестаповец Шмюкер (Дитмар Кениг) — фанатик и маньяк, верящий, что обязан освободить оккупированную землю от евреев. Сам Моше прибьется к отряду Киселева, пытающемуся дойти и выжить. Впереди — 1500 километров пересеченной местности, по пятам — следуют немцы.
Путь «Праведника» к экрану занял почти 15 лет. Вдохновением для создателей послужил документальный фильм Юрия Малюгина «Список Киселева» (2008), чье название отсылает к «Списку Шиндлера». Далее были встречи продюсера Тимура Вайнштейна и сценариста Геннадия Островского с потомками выведенных Киселевым людей, которые разбросаны по всему миру, но ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня, чтобы почтить память своего спасителя. Их рассказы и архивные документы легли в основу эпохального сценария «Праведника», включающего огромное количество персонажей и сюжетных линий.
В качестве режиссера был приглашен Сергей Урсуляк, у которого большой опыт создания исторических многофигурных драм, а также он умеет делать человечные блокбастеры без фальши и с долей юмора. Режиссер демонстрирует бережный подход к материалу — несколько раз достоверности ради в фильм даже врывается документальная хроника. В начале «Спасителя» – это черно-белые пленки, показывающие советских военнопленных, в конце – цветные кадры оставшихся в живых свидетелей Холокоста и их потомков. С главной задачей – сделать картину яркой, захватывающей – постановщик тоже справился. Для этого он, конечно, подтянул на ключевые роли любимых артистов – Александра Яценко, Евгения Ткачука, Федора Добронравова и Сергея Маковецкого.
Снимали в Беларуси (причем в тех самых местах, где происходили реальные события), в Израиле, а также в Выборге, где с нуля построили минское гетто. Безусловно, этот фильм – большой коллективный труд, объединивший усилия самых крупных в России продюсерских компаний. Можно сказать, снимали всем миром: от души и задорого. Колоссальна работа художника-постановщика Евгения Качанова и его цеха, которые даже скупали белорусские деревенские избы и перевозили в нужные места. Таких мощных массовых сцена тоже в нашем кино давно не было: иногда задействовано одновременно 400 человек. А музыка Василия Тонковидова в исполнении симфонического оркестра под руководством, конечно, Сергея Скрипки! А хронометраж в два часа 43 минуты! А финальная сцена в рапиде, на которой можно умереть от эмоционального напряжения!
Вообще, строго говоря, у широкоэкранного «Праведника» только один зримый минус – ему не хватает времени, чтобы рассказать за дозволенный хронометраж все, что можно было бы. Здесь очевиден сериальный размах. Сюжетных линий так много, что действие иногда захлебывается в спешке. Как много и прекрасных характеров на один-два эпизода, но они не успевают раскрыться: их убивают быстрее, чем успеваешь запомнить имена. Возникает ощущение гонки и желания дать каждому хоть пару реплик. Из самого обидного — очевидно сокращена линия Ферзя (Ткачук), фартового парня из партизанского отряда, который влюбляется в молодую иудейку Тову Липницкую (дебютантка Мария Золотухина). Сперва он пытается насильно поцеловать девушку, она отбивается и явно его боится, а в следующей сцене уже смотрит на него с неподдельным интересом (затем они женятся). В таком слайд-шоу не успеваешь понять, когда и как она успела его полюбить. Хотя на бумаге это яркая лирическая линия, заканчивающаяся свадьбой в лесу по еврейскому обряду с марлей вместо фаты. Хотя нет, заканчивается все иначе.
Запоминающихся характеров вообще очень много. мать (Марина Зырянова), чьи сыновья умеют далеко кидать гранаты; немка (Каролина Хубер), вдова еврея, спасающая их общих детей; еврейка Дина, она же Люба (Юлия Витрук), которую все считают предательницей; самоотверженная переводчица Аня Сиротина (Любовь Константинова, несколько месяцев изучавшая для роли идиш), благодаря которой меняется отношение Киселева к евреям. Реальная Аня, прототип героини фильма, была не только связной между евреями и начальником отряда, но после войны вышла за него замуж. Здесь мы увидим лишь зарождающееся чувство между ними. За юмор в основном отвечает Сергей Маковецкий, сыгравший хромого еврея Рувима Янкеля, который не теряет жизнелюбия и шутит даже в самых ужасных ситуациях. «Я из всего умею стрелять, только покажите, как». Характерная роль, комическое амплуа, но как без него — Маковецкий для Урсуляка как талисман: он снимает его уже в десятом фильме.
Добро в «Праведнике» многолико и персонифицировано, а зло — преимущественно стихийно и представлено минимальным количеством лиц. точнее — единственным, если не считать эпизодического белорусского полицая. Это упомянутый выше гестаповец Шмюкер. Как и положено злодеям, он наделен сверхсилой, харизмой и интеллектом, и однажды даже цитирует Пушкина, не забывая упомянуть, что тот еврей и коммунист. Шмюкер концентрирует в себе все ужасное, что мы знаем о гестапо: он куражистый фанатик-убийца. Особенно пугает его страсть фотографировать жертв за секунду до или сразу после смерти.
Но лучше всех — Александр Яценко, совершенно прекрасный в своей обыкновенности и рациональности. Урсуляк говорит, что Яценко для него – мерило правды, и это очень точная характеристика. Его Киселев – скромный несуетливый человек со спокойными глазами, у которого глубоко внутри очень много смелости. Она проявляется в его ответственности перед поставленной задачей, заботе о людях, в постоянных попытках понять их причуды, договориться с каждым. Бывший бухгалтер, он также хорошо знает лес и военное дело. Вместе с евреями Киселев проходит и собственный путь, с каждым километром наблюдая, как проявляются самоотверженность, силу духа и невероятная витальность в этих истощенных, измученных людях, потерявших, кажется, абсолютно все. Война требует от всех героизма каждую минуту. Стрелять, бежать, прятаться и прятать, делить еду, просто идти – даже на это не у всех есть силы. Героизм — просто идти. Просто оставаться человеком. Праведник – просто человек, который делает то, что должен. Спасать жизнь, а не лишать ее других.
«Праведник» в кинопрокате с 16 февраля