Посмотрел русский фильм «За нас с вами». Неприятная правда про СССР, которая понравится не всем

Посмотрел русский фильм «За нас с вами». Неприятная правда про СССР, которая понравится не всем

В стриминговых сервисах ivi, Кинопоиск и KION вышел российский фильм «За нас с вами».

Афиша фильма может похвастаться впечатляющим актерским составом (Павел Смоляков, Юлия Снигирь, Ирина Розанова и многие другие) и именитым режиссером Андреем Смирновым, автором знаменитого советского хита «Белорусский вокзал».

Новинка посвящена советскому поствоенному времени, и её стоит посмотреть каждому. Сейчас объясню, почему.

Добро пожаловать в наше прошлое

Сценарий фильма достаточно прост, весь сюжет укладывается в одно предложение: интеллигентная советская семья пытается выжить на закате сталинской эпохи.

О чем фильм: Москва, 1952 год, середина октября, только что закончился XIX съезд КПСС. Коммунальная квартира на Большой Пироговке. В одной из комнат живет семейство Петкевичей: Ариадна с мужем Борисом и ее родители — профессор философии Павел Казимирович и его жена Ангелина Федоровна.

За те несколько месяцев, что остались до смерти Сталина, семья переживает череду драматических событий. Но на фоне страшного времени, антисемитских настроений, сфабрикованного «дела врачей», доносов и стукачей, остаются люди, проживающие свою жизнь, не потеряв чести и достоинства.

Сложные повороты судьбы не смогут помешать нашей героине остаться чистым и искренним человеком и, в итоге, неожиданно, встретить любовь.

С первых же минут режиссер и сценарист Андрей Смирнов бросает зрителя в суровый беспощадный быт простой советской семьи. Те, кто никогда не сталкивался с коммунальными квартирами, мышлением пролетариата и советскими диалогами, будут шокированы увиденным.

Поствоенный мир показан здесь максимально правдоподобно и жутко. За одной плитой коммунальной квартиры мы видим абсолютно разных людей – колхозников без прав, инвалидов войны, представителей рабочего класса с тремя классами образования и людей, представляющих интеллигенцию. Все они вынуждены сосуществовать рядом другом с другом.

Нам демонстрируют диалоги волков, где каждый сам за себя.

В первый час история выглядит достаточно бессвязно. Автор не делает акцент на каком-то конкретном герое. Причина кроется в том, что у каждого из них свои беды. И кажется, что никто не способен вырваться из этого ада.

Бесконечно щемящее ощущение тревоги, связанное в первую очередь с действиями властей, приводит к периодическим нервным срывам практически любого персонажа. Ни у кого из них не выдерживает психика.

Кто-то срывается в бесконечных очередях, кто-то выплескивает эмоции в танце, кто-то заливает разум алкоголем.

До определенного момента в фильме нет откровенно белого и черного. Лишь гнетущая атмосфера лжи, страха и серая масса людей, которые ненавидят друг друга и просто пытаются выжить. Даже в интеллигентной семье мы видим постоянные склоки и споры.

И если между собой они еще могут найти общий язык, то к окружающим их людям они относятся с максимальным презрением и высокомерием. Даже в коротких кухонных диалогах-перепалках чувствуется лишь бесконечная злоба. Герои прямо говорят о том, что психика народа покалечена, и с этим сложно спорить.

Фильм максимально пропитан антисоветской риторикой, при этом здесь легко выстраиваются параллели с сегодняшним днем.

Здесь отлично передана эпоха

Антураж эпохи воссоздан очень качественно. Ты веришь диалогам, интерьерам, костюмам. Отличная работа художников, не придерешься.

То же самое можно сказать и об актерской игре. Здесь каждый отыгрывает на все сто, будь то такие мастодонты как Розанова, Смоляков и Раппорт, так и молодые звезды Снигирь и Кузнецов, успевшие засветиться в крупных голливудских блокбастерах.

Среди бессмысленных философских размышлений о Гегеле, рассуждениях о ленинизме и марксизме, бесконечных бытовых проблемах, ты вдруг слышишь истеричный вопрос одного из пролетариев – «Почему я должен верить вам, а не газете „Правда“?».

Тебе хочется поставить фильм на паузу и спросить самого себя – «Стоп, а мы сейчас точно смотрим неудобный фильм про 1953-й год?»

Тягучий, абсолютно нединамичный фильм обволакивает зрителя этой атмосферной щемящей безнадеги. Ты понимаешь, что рано или поздно случится что-то плохое, и герои не смогут этому противостоять.

В последние 40 минут авторы максимально сгущают краски. Лучик надежды в лице чекиста с голубыми глазами в исполнении Александра Кузнецова выглядит, скорее, как издевка и провокация. Финальная сцена лишь подтверждает эти подозрения.

Развязка оставляет зрителя самому решать, что будет с главной героиней. Каждый сам придумает для себя ответ, и не столь важно, правильным ли он будет.

К сожалению, картине не хватило напряжения, лишь чернуха, чекисты и безнадежность. Под финальные титры идеально бы подошла песня «Скованные одной цепью» Наутилуса Помпилиуса.

Это важное, но очень тяжелое для восприятия кино


Тут мог быть трейлер, но его нет

Мы получили трагически-реалистичный фильм о прошлом нашей страны, который понравится далеко не всем.

Кто-то укажет на спонсора в лице Романа Абрамовича, который вряд ли просто так будет обращать внимание на подобные проекты. А кто-то может назвать проект и русофобским.

Вряд ли фильм оставит зрителя равнодушным. Его стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы дать собственную оценку сегодняшему дню.

Артём Баусов