Посмотрел русский фильм «За нас с вами». Неприятная правда про СССР, которая понравится не всем

Посмотрел русский фильм «За нас с вами». Неприятная правда про СССР, которая понравится не всем

В стриминговых сервисах ivi, Кинопоиск и KION вышел российский фильм «За нас с вами».

Афиша фильма может похвастаться впечатляющим актерским составом (Павел Смоляков, Юлия Снигирь, Ирина Розанова и многие другие) и именитым режиссером Андреем Смирновым, автором знаменитого советского хита «Белорусский вокзал».

Новинка посвящена советскому поствоенному времени, и её стоит посмотреть каждому. Сейчас объясню, почему.

Добро пожаловать в наше прошлое

Сценарий фильма достаточно прост, весь сюжет укладывается в одно предложение: интеллигентная советская семья пытается выжить на закате сталинской эпохи.

О чем фильм: Москва, 1952 год, середина октября, только что закончился XIX съезд КПСС. Коммунальная квартира на Большой Пироговке. В одной из комнат живет семейство Петкевичей: Ариадна с мужем Борисом и ее родители — профессор философии Павел Казимирович и его жена Ангелина Федоровна.

За те несколько месяцев, что остались до смерти Сталина, семья переживает череду драматических событий. Но на фоне страшного времени, антисемитских настроений, сфабрикованного «дела врачей», доносов и стукачей, остаются люди, проживающие свою жизнь, не потеряв чести и достоинства.

Сложные повороты судьбы не смогут помешать нашей героине остаться чистым и искренним человеком и, в итоге, неожиданно, встретить любовь.

С первых же минут режиссер и сценарист Андрей Смирнов бросает зрителя в суровый беспощадный быт простой советской семьи. Те, кто никогда не сталкивался с коммунальными квартирами, мышлением пролетариата и советскими диалогами, будут шокированы увиденным.

Поствоенный мир показан здесь максимально правдоподобно и жутко. За одной плитой коммунальной квартиры мы видим абсолютно разных людей – колхозников без прав, инвалидов войны, представителей рабочего класса с тремя классами образования и людей, представляющих интеллигенцию. Все они вынуждены сосуществовать рядом другом с другом.

Нам демонстрируют диалоги волков, где каждый сам за себя.

В первый час история выглядит достаточно бессвязно. Автор не делает акцент на каком-то конкретном герое. Причина кроется в том, что у каждого из них свои беды. И кажется, что никто не способен вырваться из этого ада.

Бесконечно щемящее ощущение тревоги, связанное в первую очередь с действиями властей, приводит к периодическим нервным срывам практически любого персонажа. Ни у кого из них не выдерживает психика.

Кто-то срывается в бесконечных очередях, кто-то выплескивает эмоции в танце, кто-то заливает разум алкоголем.

До определенного момента в фильме нет откровенно белого и черного. Лишь гнетущая атмосфера лжи, страха и серая масса людей, которые ненавидят друг друга и просто пытаются выжить. Даже в интеллигентной семье мы видим постоянные склоки и споры.

И если между собой они еще могут найти общий язык, то к окружающим их людям они относятся с максимальным презрением и высокомерием. Даже в коротких кухонных диалогах-перепалках чувствуется лишь бесконечная злоба. Герои прямо говорят о том, что психика народа покалечена, и с этим сложно спорить.

Фильм максимально пропитан антисоветской риторикой, при этом здесь легко выстраиваются параллели с сегодняшним днем.

Здесь отлично передана эпоха

Антураж эпохи воссоздан очень качественно. Ты веришь диалогам, интерьерам, костюмам. Отличная работа художников, не придерешься.

То же самое можно сказать и об актерской игре. Здесь каждый отыгрывает на все сто, будь то такие мастодонты как Розанова, Смоляков и Раппорт, так и молодые звезды Снигирь и Кузнецов, успевшие засветиться в крупных голливудских блокбастерах.

Среди бессмысленных философских размышлений о Гегеле, рассуждениях о ленинизме и марксизме, бесконечных бытовых проблемах, ты вдруг слышишь истеричный вопрос одного из пролетариев – «Почему я должен верить вам, а не газете „Правда“?».

Тебе хочется поставить фильм на паузу и спросить самого себя – «Стоп, а мы сейчас точно смотрим неудобный фильм про 1953-й год?»

Тягучий, абсолютно нединамичный фильм обволакивает зрителя этой атмосферной щемящей безнадеги. Ты понимаешь, что рано или поздно случится что-то плохое, и герои не смогут этому противостоять.

В последние 40 минут авторы максимально сгущают краски. Лучик надежды в лице чекиста с голубыми глазами в исполнении Александра Кузнецова выглядит, скорее, как издевка и провокация. Финальная сцена лишь подтверждает эти подозрения.

Развязка оставляет зрителя самому решать, что будет с главной героиней. Каждый сам придумает для себя ответ, и не столь важно, правильным ли он будет.

К сожалению, картине не хватило напряжения, лишь чернуха, чекисты и безнадежность. Под финальные титры идеально бы подошла песня «Скованные одной цепью» Наутилуса Помпилиуса.

Это важное, но очень тяжелое для восприятия кино


Тут мог быть трейлер, но его нет

Мы получили трагически-реалистичный фильм о прошлом нашей страны, который понравится далеко не всем.

Кто-то укажет на спонсора в лице Романа Абрамовича, который вряд ли просто так будет обращать внимание на подобные проекты. А кто-то может назвать проект и русофобским.

Вряд ли фильм оставит зрителя равнодушным. Его стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы дать собственную оценку сегодняшему дню.

Артём Баусов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *