«Идеальная ложь»: На крыльях большой надежды

В прокат выходит увлекательный психологический триллер «Идеальная ложь» режиссера Сильвена Деклу — пожалуй, лучший французский фильм этого года. Превосходно снятая и сыгранная картина с не самыми популярными героями (политиками) затрагивает непростую морально-этическую тему — столь важную, насколько и не разрешимую.

«Идеальная ложь»: На крыльях большой надежды

Антуан (Бенджамин Лаверн) и его невеста Мадлен (Ребекка Мардер) готовятся поступать в Национальную академию администрации — учебное заведение, где получают образование лучшие высокопоставленные государственные служащие Франции. Результатов письменных работ и допуска к последнему собеседованию они ожидают на Корсике, где богатый отец молодого человека снимает на лето дом. На семейном ужине, в окружении высокопоставленных гостей-политиков Мадлен привлекает внимание члена парламента от социалистов Габриэль Дерваз (Эмманюэль Берко), мягко критикуя предложенные ею законы за полумеры и недостаточное внимание к правам рабочих. На другой день молодая пара оказывается замешана в ужасный инцидент: местный водитель грузовика нападает на них, и Мадлен случайно его убивает. Будущие политики сбегают с места преступления и вскоре возвращаются во Францию, увозя страшную тайну, но трагическое происшествие преследует и ломает их отношения. Мадлен проваливает экзамены, Антуан просто не приходит на собеседование, а затем вообще исчезает из жизни девушки. Наконец, они оказываются по разные стороны баррикад, когда начинают работать на конкурирующих политиков: Мадлен становится помощницей «левой» Габриэль, а Антуана нанимает действующий министр труда.

Оригинальный сценарий Деклу, несмотря на обилие специфических юридических вещей, выступает гарантом по-настоящему увлекательного политического триллера со всеми вытекающими. Открытая и честная борьба здесь переплетается с ложью и подковерными интригами так, что порой не отличишь одно от другого, а репутационные риски отдельного человека способны ударить не только по его карьере, но и отразиться на жизни всего общества. Особенно если речь идет пусть и не о предумышленном, но убийстве. Деклу умело рассказывают о сложных вещах понятно и без зауми, а иногда намеренно опускает некоторые сцены, давая возможность зрителю включить воображение и самому понять, а что случилось.

«Идеальная ложь»: На крыльях большой надежды

Тон фильму задают блестящие актерские работы. В первую очередь, впечатляющая Ребекка Мардер, не так давно игравшая в фильме Франсуа Озона «Мое преступление» и номинированная на премию «Сезар» за роль в картине «С мадемуазель всё в порядке». Теперь она продолжает раскрывать грани незаурядного таланта в образе сильных героинь. Здесь она играет молодую женщину простого происхождения, которая даже стесняется отца (Марк Барбе), но желает пробиться в политику — и подает большие надежды. В оригинале картина так и называется — «Большие надежды». Карьера девушки стремительно идет в гору, пока она с начальницей трудятся над законом об «экономике социальной ответственности». Это значит, что рабочие получат больше самостоятельности, их зарплаты будут проиндексированы и так далее. Однако девушку настигает прошлое в лице бывшего возлюбленного: амбиции Мадлен мешают им с шефом осуществлять традиционную политику. И героине приходится наступить на горло совести в угоду жизненным интересам, чтобы не загреметь в тюрьму.

Бенжамен Лаверн – трехкратный номинант «Сезара», снимавшийся в «Жанне Дюбари» и «Французском вестнике», — также безупречен в роли Антуана. Богатый молодой парижанин, унаследовавший от отца презрение к рабочему классу, проявляет мелочность и трусость в критических ситуациях. В отличие от прогрессивной Мадлен, он представитель старого патриархального общества, и оппозиция героев отражает не только противостояние бывших возлюбленных, объединенных общей тайной, но и классовую борьбу, а также конфликт старого и нового мира. Тема раскрывается через диалоги молодых советников с начальниками, с отцами, друг с другом. Решительная, полная жизни Мадлен вызывает определенно больше симпатии, чем прячущийся за спины соратников беспринципный Антуан. Однако финал вносит свои коррективы, заставив усомниться, такой ли уж она ангел.

На выходе «Идеальная ложь» оставляет ощущение эпической драмы, поскольку ставит перед мучительной моральной дилеммой, сопоставимой с вопросом Достоевского про слезинку и ребенка. Можно ли приносить пользу другим и оставаться героем с чистыми руками, совершив аморальный поступок? Можно ли строить справедливый мир, если сам поступил не по справедливости? В картине речь о политике, но в целом это применимо ко всем людям с амбициями изменить мир к лучшему. Мы им симпатизируем и готовы идти за ними следом, но не стоит забывать: от «Мы спасем мир» до «Мы уничтожим каждого, кто помешает нам спасать мир» — всего пара шагов.

«Идеальная ложь» в кинотеатрах с 10 августа.

Источник