5. «Вечная зима»
Это пятый фильм конкурсной программы, но так же могли называться четыре из пяти уже показанных.
Куда ни глянь, везде вечная зима:(
И в этом ключевое отличие наших сериалов — особенно, снятых для эфирных каналов, от авторского кино.
Для ТВ жесткое требование снимать в теплое время года, с солнцем, зеленью, а еще лучше с морем в кадре.
Зритель, живущий в вечной зиме, придя домой, хочет сказку про теплую жизнь.
А авторское кино, интеллектуальный зритель которого живет, как раз, не в хтони, а тепле, будет как раз снимать про вечную зиму и рассуждать о жизни народа. Сам народ же про такую жизнь смотреть не будет, ему в жизни такого хватит.
Режиссер и автор сценария (пока в каждом проекте такое двуглавие) Николай Ларионов.
В главных ролях Александр Робак (представляя проект он сказал, что он сам с Урала и из семьи металлурга, как его герой, чем фильм ему особенно дорог), Юлия Марченко (вас еще ждет ее невероятная героиня в сериале «Аутсорс», а здесь она совсем другая). И юные Сергей Грузинов и Саша Новиков —
Саша мой выпускник, которого знаю с его детства, и его успехами особенно горжусь, а это, пожалуй, первая его именно драматическая роль!
Обычная для нашего фестивального кино хтонь — холод, хрущевки, гаражи, отключение света и надо пойти в гараж, чтобы отец там не замерз, если заснет.
Робак — хоть в сериалах, хоть в авторском кино — хорошо узнаваемый типаж российского мужика с вечной триадой — самогон, гараж, по морде.
«Что мужик должен уметь, — учит герой Робака сына, — машину водить, в карты играть, картофан чистить, мусор выбрасывать».
У сына вызывает вопрос только «зачем картофан».
Отец сыну не наливает — «рано тебе еще первак», но сын, выпив рюмку, идет выбрасывать мусор, нарываясь на отморозков в подъезде, на которых чуть ранее наехал отец.
В этот раз отделается разбитой губой, но позже, возвращаясь с другом с вечеринки , на которой впервые «подкатил» к девушке, попадёт прямо на тех же отморозков. Друг успеет спрятаться в кустах, а сын героев фильма нет.
Фильи идет всего 70 минут. И медленно разгоняется. На то, как муж и жена будут переживать потерю сына остается немногим больше половины хрона.
Мать отвернется лицом к стенке, а отец, захватив заточку, пойдет убийцу в красной куртке искать, но сразу не найдет. Договорится с охранником ночного клуба, что как только красная куртка появится, тот маякнет.
Но красные куртки среди вечной зимы хоть и не на каждом втором встречаются —
у нас больше серость норма жизни — , но все же не редкость.
Пожалуй, самую важную мысль фильма говорит потерявшая сына мать Лена .
В ответ на слезы и обещание тогда струсившего друга ее сына теперь найти тех, кто это сделал, она отвечает:
— Не надо никого искать. Иначе это не закончится никогда.
И в этом разница не только между отцом, жаждущим мести, и крови, и матерью, понимающей, что любая месть — это новая кровь и новая месть. И так до бесконечности.
Потеряв сына, они по разному видят выход.
Да что там они, целые страны и народы по-разному выход видят.
И часть только в «око за око», только в мести. Которая вызовет новую месть, и так до бесконечности.
И мало у кого есть такое непосильное мужество и величие души, чтобы стать Леной и страшный круг мести разорвать.
Из этой завязки с этими же актерами можно было сделать библейскую драму. Но вышла пока только вечная зима.
«Нашла коса на камень, идет война на память лет», — зазвучит рефреном в финале.
P.S. Читавшие сценарий коллеги рассказали, что история должна была закольцеваться, и из начала нулевых вынырнуть в современность. И уже друг погибшего сына должен был стать таким батей. Но при съёмках что-то не срослось, актер оказался не похожий на юного паренька или что-то еще , но, даже сняв этот флешфорвард, автор сам от него отказался.