В стриминговом сервисе Apple TV+ вышли первые пять серий нового сериала «Укрытие» (Silo).
За последние недели он стал самым обсуждаемым в сети и самым популярным в США. В России его рейтинги тоже бьют рекорды.
Мы уже посмотрели доступные серии и спешим поделиться впечатлениями. Получилась ли новая антиутопия или это очередное проходное кино? Разбираемся.
Мы ничего не знаем об Укрытии
Вы обвиняетесь и признаетесь виновным в нарушении главного закона сообщества. Высказанное желание покинуть Укрытие безотзывно, сколь и непреложно. Раз прозвучав, оно окончательно. Вас просят очистить линзы и предоставят средства для данной процедуры. Но очистка сугубо добровольна. По выходе из аэрошлюза вы вне юрисдикции Укрытия.
Мы не знаем, почему мы в Укрытии. Как не знаем, кем оно построено. Не знаем, почему мир за пределами Укрытия таков, каков есть. Не знаем, когда будет можно выйти наружу. Знаем лишь, что этот день ещё не настал.
Именно этими словами нас встречают в первых сценах сериала. Они же будут сопровождать нас до самого конца. Казалось бы, люди находятся в защищенной зоне, где им не грозит смертельная опасность. На Земле случился некий катаклизм, который уничтожает всё живое. Зачем пытаться выбраться туда сейчас? Но ведь некоторые люди изъявляют такое желание.
Сюжет картины делится сразу на две части: это и детективная история, в которой мы ищем таинственного убийцу (он убивает жителей убежища по неизвестным причинам), и рассказ об антиутопическом государстве с населением чуть более 10 тысяч человек.
По своей структуре история напоминает сразу несколько произведений: «451 градус по Фаренгейту», «Мир Дикого Запада», «Остаться в живых» и «Сквозь снег». У картины есть собственная книжная основа, по которой авторы и снимают свою версию истории. Они придерживаются источника, но иногда позволяют себе различные некритичные вольности. Это стандарт кино, это мы принимаем.
Так вот, почему же люди пытаются выбраться наружу? Это один из главных вопросов сериала и один из основных двигателей сюжета. Нам демонстрируют, казалось бы, околоидеальное убежище, в котором есть своя иерархия и даже свой мэр. Бункер поделен на разные классы, и чем ты выше, тем лучше. Но при этом власти постоянно пытаются донести мысль, что труд каждого очень важен для общей жизни.
С точки зрения раскрытия антиутопии, нам показывают разные стороны конфликта. Здесь есть и злые власти, которые пытаются удержать людей внутри и сделать их послушными, и есть простые работяги, которые хоть и слушаются всех приказов, но начинают что-то подозревать.
В этом обществе невозможен вечный баланс. Прямо как в генераторе, который питает бункер. Стоит одному элементу перестать исправно работать, как вся система полетит под откос. Так же происходит и в самом Укрытии.
На протяжении всей сюжетной линии авторы постоянно подкидывают нам крупицы информации, которая помогает чуть лучше понять, что же все-таки произошло за пределами бункера. Этим сериал очень напоминает LOST. Такое же таинственное место, где не знаешь, чего ожидать.
Шоураннер и сценарист проекта Грэм Йост, ранее работавший над фильмами «Скорость» и «Правосудие», здесь решил действовать традиционно для жанра. Он взял все лучшие стороны антиутопий, вроде Замятинского «Мы». Четкая иерархия, закон и порядок, но при этом назревающий бум и постоянная слежка за каждым членом Укрытия.
Особенно хорошо поработали над самими героями. У всех, даже у второстепенных, есть четкие мотивации, они лавируют по сюжету и показывают нам себя, свои сильные и слабые стороны, страхи, переживания. Ты веришь, что это живые люди, а не пустые болванчики. И их играют хорошие актеры, которые передают широкий спектр эмоций. Больше всего лично мне нравится Ребекка Фергюссон, которая играет Джульетту. Ей хочется сопереживать, и ты постоянно волнуешься за её очередной «косяк» или достижение.
Создатели сериала используют на протяжении всего сезона избитые приемы и в целом периодически занимаются самоповтором. Структурно каждая серия не меняется вообще. Кому-то это может наскучить, но я смотрел всё с большим интересом.
Особенно здесь любят оставлять жирные клиффхенгеры, которые заставляют активнее ждать новых эпизодов. Такое решение не оцениваю, но это стандартная болячка большинства сериалов.
Визуал впечатляет только иногда
Поскольку перед нами бункер, то и требуется нам демонстрация закрытого пространства. Видно, что бюджет у проекта не самый большой. Само по себе Укрытие нарисовано, и это видно. Но общий шарм строения не рушит, так что на впечатления негативно не влияет.
Многие зрители отмечали в комментариях, что им не понравилась третья серия. И я с этим мнением не согласен. Эпизод получился одним из самых живых и снят на высоком уровне. Ты буквально ощущаешь на себе напряжение во время починки генератора. Чувствуешь, что в любую секунду все может рухнуть, и всему наступит конец. Это дорогого стоит.
Главную ставку здесь все же делают на актерской игре, и она на высоком уровне. И всю камерную атмосферу бункера ты тоже можешь почувствовать на себе: вечно сдавливающие со всех сторон стены, отсутствие лифтов, перебои с электричеством и многое другое.
Стоит посмотреть, рекомендую
«Укрытие» получился хорошим сериалом с внятным сюжетом и отличной актерской игрой. Ты понимаешь, как работает этот мир, потому что зрителю все разложили по полочкам.
Да, визуал не самый лучший, да и операторских новаций никаких нет. Но и ладно! Это никак не сказывается на общих впечатлениях.
Да, здесь есть некоторые сюжетные дыры, но есть шанс, что со временем их ещё поправят. Все-таки впереди ещё 5 серий. В целом, пока всё выполнено на высоком уровне, за что определенно хочется поставить жирный лайк.
За последнее время вышло немало разных проектов, но настолько качественных оказалось не так уж и много. Плюс редкая для демонстрации антиутопия, приправленная мистикой. Всё это сыграло большую роль в популярности сериала.