Сериал
March 8, 2023

Create like a girl: 10 шоураннерок и их проекты

Сегодня, в Международный женский день и Международный день защиты прав женщин, десять авторов сериальных Telegram-каналов рассказали, творчество кого из женщин-шоураннеров нам нравится, и с какими их проектами стоит ознакомиться, если вы ещё их ещё не смотрели.

Какое-то время назад роль шоураннера, как и многие другие в обществе, традиционно считалась «мужской», но в последние годы гендерный баланс в сериалостроении постепенно начал выравниваться, и это, безусловно, к лучшему. Однако не стоит считать, что женщин, которые сами создавали сериалы, не было до начала XXI века или конца прошлого — «первая леди телевидения», Гертруда Берг, придумала полу-автобиографическое комедийное шоу «Голдберги» для радио NBC ещё в конце 1920-х!

Любопытно, что Тилли Эдельштейн (настоящее имя Берг), дочь россиянина и англичанки, могла бы и не попасть в историю, если бы не пожар на сахарном заводе, на котором работал её муж. Стремясь прокормить большую семью, оставшуюся практически без средств к существованию, Берг и придумала «Голдбергов», которые стали невероятным хитом и выходили на радио NBC 17 лет, с 1929-го по 1946-й, а после были адаптированы в формат телеситкома для CBS, где шоу продержалось ещё семь лет, а сама Берг стала лауреаткой премий «Эмми» и «Тони».

За Берг последовали многие, и перечисленные ниже 10 женщин — далеко не единственные создательницы сериалов, но авторы этой подборки решили обратить ваше внимание именно на эту десятку. Итак, о ком мы хотим рассказать сегодня:


Фиби Уоллер-Бридж (Ксения Балюк, канал «Што это было»)

Все знают Фиби Уоллер-Бридж!

Начинавшая карьеру с походов на кастинги горничных («Аббатство Даунтон» потеряло такую актрису!) всего за несколько лет она превратилась в фем-икону. В 2016-м моно-спектакль «Дрянь» о буднях той, что переосмысляет табу, заметил Amazon, и вскоре мир узнал о сериале Fleabag, зрителей которого научили открыто говорить о женской чувственности. После ей доверили проекты «Убивая Еву» и «Беги», персонажи которых тоже не боятся своих желаний и нарушают всяческие навязанные обществом границы.

В бондиане «Не время умирать» авторский почерк Фиби не столь заметен, поэтому хочется надеяться, что ей будет где разгуляться в качестве продюсера в ироничном сериале «Подпишите здесь» (о ужас, в пятом кругу Ада кофе-машина сломалась) и в адаптации видеоигры про Лару Крофт, к которой Уоллер-Бридж напишет сценарий.


Мишель Кинг (Гульжан Токтогул, канал "guljan toktogul")

Роберт и Мишель Кинги

Мало чьи сериалы оказывают на меня такой гипнотический эффект, как проекты Мишель Кинг — если я начала смотреть ее сериал, то мне обязательно надо закончить весь сезон. Так однажды я посмотрела 1-й сезон The Good Wife из 23-х эпизодов за один присест, на что я потратила 16 часов подряд (мой личный рекорд).

Все свои проекты Мишель Кинг создает со своим мужем Робертом Кингом, и поэтому даже интересно, что у нее получилось бы одной, но учитывая качество создаваемых их проектов, то жаловаться не приходится. Особенно, потому что протагонистами являются женщины.

Мишель Кинг является со-автором The Good Wife, который в свое время считался лучшим среди эфирных драм; The Good Fight, который в последние пару сезонов стал лучшей политической драмой, несправедливо не отмеченной наградами; и Evil, который прям сейчас является лучшим процедуралом на американском ТВ.

В ее проектах нравится то, что они всегда до боли актуальны, и в них есть комментирование политических и социальных изменений, которые происходят в мире — в частности, в американском обществе.

Следующим ее проектом станет Elsbeth, очередной спин-офф The Good Wife про блестящую и эксцентричную адвокатку Элсбет Престон, и Happy Face про дочь серийного маньяка, которая начинает расследовать преступления своего отца.


Брит Марлинг (Аня Вавилина, канал "Better ask Anya")

Брит Марлинг — талантливая шоураннерка и кинорежиссерка, наиболее известная как со-создатель и звезда лучшего сериала на Земле — The OA.


В одном из своих интервью Марлинг как-то рассказывала, что училась на факультете экономики, затем работала в банке, знала наперед свою жизнь, свою будущую карьеру, расписанную по годам. В один момент они с друзьями Майком Кэхиллом и Залом Батманглиджем решили снять фильм за 48 часов для фестиваля, он получился плохим, но именно это было тем самым решением, которое изменило ее жизнь.

С Кэхиллом потом они сделали Another Earth, С Залом — The OA, а сейчас работают на новым сериалом Retreat, премьера которого ожидается в этом году. Проект с довольно простой задумкой обещает быть очень необычным, учитывая все предыдущие работы Марлинг.


Брит невероятно талантлива, ее воображение и виденье мира поражает, окутывает огромным звездным одеялом, погружает в свои продуманные и запутанные миры. Плюс ко всему, она прекрасная актриса и безумно красивая женщина. Я не перестаю ей восхищаться ее открытости, искренности и верности себе.


Микаэла Коэл (Иван Трифонов, канал "into the streaming-verse")

Британка ганского происхождения, Коэл является отличным примером термина "self-made woman": от выступлений на поэтических открытых микрофонах в Лондоне за 14 лет Микаэла дошла до статуса одного из самых многообещающих авторов в современном телевидении, когда на HBO прогремел революционный сериал I May Destroy You о харассменте, отношениях, принципе согласия, и природе травмы, полученной в результате сексуального насилия — причём Коэл основывалась на собственном опыте, так что создать подобный сериал для неё было вдвойне смело. Даже, пожалуй, втройне — крайне непросто при создании такого сериала наполнить его и реалистичностью, и абсурдными и смешными ситуациями, и при этом не превратив его в личное высказывание с обвинениями в адрес авторов насилия.

Отдельной похвалы, безусловно, заслуживает и тот факт, что Коэл до завершения переговоров с HBO отказалась от предложения на миллион долларов (буквально) от Netflix, который взамен требовал у женщины отказаться от права собственности на проект.

I May Destroy You был не первым проектом Коэл — она создала любопытный британский кринжком Chewing Gum (2 сезона на Channel 4) по собственной пьесе (можно посмотреть на стриминге National Theatre at Home), в котором сама же и исполнила главную роль. Помимо этого, Коэл играла в театре, кино («Чёрная Пантера: Ваканда навеки») и сериалах («Чёрное зеркало», «Пришельцы», «Восход Чёрной Земли»), а впереди у неё — роль в сериале-переосмыслении «Мистер и Миссис Смит» от Amazon и работа над сериалом для BBC, который может быть связан с I May Destroy You.


Куинта Брансон (Михаил Обозов, канал "Netflix & Chilll")

Куинта Брансон полюбила комедию с университетских времён и подпитывала свой интерес через участие в классах по импровизации. В 2014 году завирусились её смешные видео в соцсетях, которые подарили Куинте небольшую фан-базу. Некоторое время спустя Брансон начала работать в BuzzFeed видеопродюсером и уже в 2016 году продала два своих оригинальных шоу YouTube Red и платформе go90. Затем был веб-сериал «Куинта против всех» и участие в скетч-шоу «Дамы шутят по-чёрному», но главным детищем Брансон стал сериал «Начальная школа „Эбботт“».

Эта мокьюментари-комедия о буднях учителей филадельфийской школы с нехваткой финансирования попала в американский нерв и всего за один сезон завоевала популярность. Каждый герой — яркая личность, а сочный сценарий не забывает пройтись по актуальным событиям внутри страны и поп-культуры. В прошлом году Куинта вошла в 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала TIME, а заметку о ней написал сам ЛеБрон Джеймс, отметивший её мастерство и умение объединять людей через юмор. В этом году Куинта стала одной из Женщин года по версии того же TIME.

Впереди у талантливой Брансон работа над третьим сезоном «Эбботта» и больше шоу в партнёрстве с Warner Bros. Television, с которым Куинта подписала эксклюзивный многолетний контракт для создания будущих телепроектов.


Наталия Мещанинова (Мари Григорян, канал «у Мари нет вкуса»)

Есть у российских сериалов такое огорчающее свойство: слишком часто в них создается альтернативная реальность, в которую не веришь. Соприкосновение с нашим, реальным миром в них минимально — может, только поп-культурные отсылки и попытки неловко шутить о наболевшем. Сериалы Наталии Мещаниновой хочется бесконечно советовать знакомым хотя бы потому, что этой проблемы в них нет.

Я бесконечно уважаю любую женщину в нашей киноиндустрии, которой удается пробиться с такими идеями — жёсткими проблемами, нестандартными подростками и великолепно неидеальными женскими (простите за тавтологию) персонажами. У Наталии есть талант ухватить суть таких героев — может, звучит как клише, но она по-настоящему чувствует боль, переживания, ошибки реальных людей. Поэтому ее истории — и «Пингвины моей мамы», и «Алиса не может ждать» — не похожи на кринжовый кукольный театр. Это очень интересные логически завершенные и крутые работы, где хватает и юмора, и драмы. Поэтому как шоураннерка Наталия для меня пример человека, умеющего не поддаться искушению сделать что-то простое и заведомо популярное. Вместо этого она берет сложную идею и качественно, красиво, вдумчиво раскручивает её, попутно раскрывая таланты молодых и даже уже устоявшихся актрис (аплодисменты Лизе Ищенко и Анне Михалковой). Если хочется увидеть реально необычные, но очень качественные российские сериалы — советую начать с этих двух.


Шонда Раймс (Настя Старжинская, канал «Записки социолога про кино»)

Шонда Раймс — женщина, которая является создателем таких популярных шоу как «Анатомия страсти», «Скандал» и «Как избежать наказания за убийство». Если брать последние ее работы, то это будут известный многим guilty pleasure «Бриджертоны» и «Изобретая Анну».

Все эти шоу находятся под управлением Shondaland, продюсерской компании, которую Раймс основала после создания «Анатомии страсти». В 2017 году Шонда заключила еще одно партнерство, на этот раз — со стриминговым сервисом Netflix.

Мой личный фаворит — «Скандал», который я пересматривала уже 6 раз. Этот сериал изменил весь телевизионный ландшафт, поставив у руля афроамериканскую женщину в прайм-тайм на ABC. Шонда была одной из немногих, кто в те годы мог позволить себе писать эпизоды, остро подсвечивающие социально-политические проблемы страны. Каждый раз, открывая статью с новостью о каком-то ее новом проекте, я верила, что она вновь возьмется за какой-нибудь политический сюжет, потому что, как мне кажется, эти истории у нее получаются лучше всего.

В настоящий момент она работает над детективным сериалом The Residence про загадочное убийство, произошедшее в Белом Доме. Сюжет книги «Резиденция: внутренний мир Белого Дома», которая легла в основу для написания сериала, охватывает период от администрации Кеннеди до администрации Обамы, и содержит рассказы от первого лица и обширные интервью с нынешними и бывшими сотрудниками Белого Дома.


Сара Трим (Марси Ранкл, канал «Сериалы | Oh, my shows!»)

Первой большой работой Сары Трим на телевидении стала американская адаптация израильского сериала «Пациенты» (In Treatment), где она выступила в качестве одного из продюсеров и сценаристов проекта. Затем последовало продюсирование и написание двух эпизодов первого сезона политической драмы «Карточный домик» (House of Cards). А в 2014-м на канале Showtime состоялась премьера сериала «Любовники» (The Affair), в котором Сара выступала уже в качестве шоураннера. В 2015-м проект получил Золотой глобус и был признан лучшим в категории драматических сериалов.

Это история о Ноа, женатом отце четверых детей, который после случайной встречи увлекается Эллисон, замужней женщиной, скорбящей о потере своего ребенка. Этот, казалось бы, ничем не примечательный сюжет стал интересен за счёт подачи: каждая серия была разделена на две части, в которых одни и те же события показывались зрителю от лица разных главных героев. И, конечно же, они значительно отличались друг от друга, ведь у каждого рассказчика было своё восприятие происходящего. Кроме того, в первых двух сезонах, помимо основного сюжета, развивалась отличная детективная линия с небанальным финалом. В более поздних сезонах были, на мой взгляд, спорные и неудачные моменты, но, несмотря на это, я до сих пор считаю The Affair одной из лучших сериальных драм об отношениях ever.

Сейчас Сара Трим работает над мини-сериалом для Apple TV+ о жизни актрисы Хеди Ламарр, которая прославилась в 1930-е годы, появившись обнаженной в скандальной для своего времени картине «Экстаз». Главную роль в биографической драме исполнит Галь Гадот.


Александра Ремизова (Алексей Че, канал «Фёдор, Бонд и Чук»)

Мой выбор — Александра Ремизова, шоураннер, чьи проекты переписывают рекорды просмотров Кинопоиска («Король и Шут»), поднимают важные вопросы («Нулевой пациент», «Триггер») и не боятся работать на грани дозволенного («Монастырь»).

А самое главное, благодаря таким профессионалам, как Александра, шоураннерство приобретает в России всё больший вес и уважение. Ведь при создании многосерийных шоу, специалисты этой профессии зачастую не менее важны, чем режиссёр и актёры.


Шэрон Хорган (Анастасия Агапова, канал "Lazy Editor")

Этот славный коллектив цариц современного ТВ был бы неполным без Шэрон Хорган, которая работает за всех нас: пишет, играет, снимает, продюсирует (своя продакшн-компания, на минуточку) и, главное, несёт в массы ирландский юмор. В прошлом году она подарила миру замечательный «Заговор сестёр Гарви», и руководство AppleTV+ решило Шэрон не отпускать — дико любопытно увидеть второй сезон.

Секрет её успеха, как, впрочем, и других участниц списка, очевиден: она пишет о том, что знает. Брак, кризис среднего возраста? Держите гомерически смешную и пронзительную «Катастрофу». Материнство не как в инстаграме? Получаем, собственно, «Материнство». И так далее.

Чествовать таких сценаристок хочется не только восьмого марта, а всегда.