Меню
Ваши билеты в личном кабинете

«Слово пацана. Кровь на асфальте»: Рецензия Киноафиши

«Слово пацана. Кровь на асфальте»: Рецензия Киноафиши

Сериал-реквием с Янковским и Буруновым про страшное время, которое перемололо всех.

В последний конкурсный день второго фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон», проходившего в «Розе Хутор», состоялась премьера сериала «Слово пацана» — совместного детища двух Андреев: сценариста Андрея Золотарева и режиссера Андрея Першина, известного под творческим псевдонимом Жора Крыжовников. Это восьмисерийная криминальная сага о крахе привычного мира и его героев — обездоленных подростков, взявших в руки тяжелую арматуру.

События шоу разворачиваются на разломе эпох — в 1989 году, когда за пределами СССР подходит к концу афганская война, а на территории родного государства разворачивается война уличная. Центром этой бойни стал Татарстан, в котором еще во второй половине 60-х возник так называемый «казанский феномен». В разных районах города образовывались локальные банды, участниками которых становились преимущественно подростки. Будто предчувствуя скорое крушение старого мира, они отрицали его наследие: родительские идеалы, общие нормы и, конечно же, закон. На изломе двух десятилетий эти герои образовали внутри своих банд личное государство. Его основной язык — насилие, главная валюта — территория, а нерушимый закон — слово пацана, которым скрепляют все договоренности.

Главный герой сериала — прилежный старшеклассник Андрей (удивительный молодой актер Леон Кемстач), растущий в неполной семье. Однажды он знакомится со своей полной противоположностью — юным хулиганом Маратом (еще одно открытие сериала Рузиль Минекаев), для которого главная школа — улица. Парень растет в полной семье и ждет возвращения из Афганистана старшего брата (Иван Янковский). А пока донашивает за ним куртку на пару размеров больше и идет по его стопам, состоя в одной из местных банд, где разговаривают исключительно по фене, не любят чужих, но за своих стоят горой.

«Слово пацана. Кровь на асфальте»: Рецензия Киноафиши
Слово пацана

Для умницы Андрея, растущего без отца и лишенного примера мужчины, на которого стоит равняться, ровесник Марат становится главным ориентиром. Вчерашний отличник начинает прогуливать школу, учится воровать и становится частым гостем детской комнаты милиции. Но ни он, ни его забившая тревогу мать (прекрасная в этой роли Юлия Александрова) даже представить себе не могут, какими страшными последствиями обернется эта большая перемена для героя и его близких.

Несмотря на сериальный формат, «Слово пацана» — настоящее кино, которое, словно большой роман, поделено на главы-серии. Неслучайно проект вырос из одноименной книги Роберта Гараева, попытавшегося исследовать «казанский феномен», загубивший жизни сотен, если не тысяч малолеток, связавшихся не с теми взрослыми. Но книга Гараева — не более чем отправная точка истории, ее первоначальный импульс. Сериал населен своими оригинальными героями, проживающими собственный путь нисхождения в социальный ад.

«Слово пацана. Кровь на асфальте»: Рецензия Киноафиши
Слово пацана

Если героев сериала, помимо жажды крови, объединяет тотальная безотцовщина, у самого сериала сразу два отца. Родитель номер один — Жора Крыжовников, удивительным образом любящий подурачиться в полном метре, но предпочитающий едва ли не библейские сюжеты в сериальных проектах. Например, в «Звоните ДиКаприо!» герои Петрова и Бурковского — современные Каин и Авель, которых жажда славы привела к необратимой беде. «Слово пацана» тоже насквозь пропитано горькими слезами вечного сюжета о добре и зле. А визуальный ряд — грязный, суматошный и надрывный — нет-нет да и пронзит красивыми отсылками к античной живописи. Уличную драку банды на банду Крыжовников снимает как произведение искусства, выстраивая ракурсы так, что люди из плоти и крови напоминают каменные скульптуры древних атлетов и богов. Это не просто кулачный бой, а настоящее спартанское сражение.

Родитель номер два — Андрей Золотарев, универсальный автор, который может хоть в спортивную драму («Тренер»), хоть в мистику («Тринадцатая клиническая»), хоть в фантастический сюжет-катастрофу («Притяжение»). «Слово пацана» — тоже история про катастрофу — общенациональную и личную, случившуюся три десятилетия назад, но пустившую свои отравленные корни в сегодняшний день. Сценарий про бандитизм конца 80-х в руках Золотарева и Крыжовникова превращается в настоящий документ эпохи, в котором отражается все: отчаяние маленького человека и потерянность целого поколения; желание жить и необходимость выживать; разобщенность общества и поиск своих — стаи, банды, группировки, кого угодно, с кем ты больше не одинок. Сами авторы подчеркивают, что намеренно избегают романтизации эпохи, и, по показанным на фестивале двум сериям, слово держат.

«Слово пацана. Кровь на асфальте»: Рецензия Киноафиши
Слово пацана

Еще одна удача проекта — его лица. Крыжовников — мастер открывать новых артистов, но, помимо хорошей режиссерской чуйки на будущих звезд, он — постановщик, который умеет работать со своими артистами так, чтобы добиться от них максимальной достоверности. И не важно, будь это опытные мастера вроде Андреевой, Сергея Бурунова и Антона Васильева или же совсем юные артисты, делающие первые шаги в карьере. Их герои — обитатели каменных джунглей, настоящие хищники с острыми клыками и львиным сердцем. В своих кирпичных пещерах-хрущевках они зализывают раны, собирают кости и готовятся к новой битве. Этот мир лишен любви и жалости, живет по собственным порядкам и подчиняется только идеям чести — искаженным и порочным.

«Слово пацана» — реквием по утраченному поколению, которое так и не сумело найти себя в мирном времени и истосковалось по новой войне. В «Бойцовском клубе» герой Брэда Питта Тайлер Дерден обличал общество потребления и сетовал на отсутствие истинной маскулинности. «Ударь меня так сильно, как только сможешь. Лично я не хочу умереть без единого шрама», — говорит Тайлер герою Эдварда Нортона, вызывая его на бой, которому тот противится.

«Слово пацана. Кровь на асфальте»: Рецензия Киноафиши
Слово пацана

Герои «Слово пацана» не боятся физической силы. Их шрамы — опознавательный знак, кровавый след пройденной инициации. Взяв в руки тяжелую арматуру и подкараулив соседа из чужого района, они на самом деле бросают вызов судьбе, всматриваются в равнодушного бога, оставившего их так же, как родные отцы. Это было страшное время, которое перемололо всех. Но еще страшнее, что этот Молох проснулся и требует новых жертв.

Изумительная турецкая закуска из баклажанов: такую обожала Хюррем и даже Сулейман
Прощается с бывшими в ванной: четыре ритуала, без которых не проходит французская свадьба
Няня Вика или Маша Васнецова: пройди тест и узнай, какая ты героиня сериала
Касается качества товаров: в этот миф об СССР зря верят даже те, кто жил в прошлом столетии
Не для того, чтобы вернуться: вот зачем придумали бросать в воду монетки
Тест на определение типа личности: кто вы из советских киногероев?
Зачем стюардессы просят убирать шторки на иллюминаторах? Ответ не на поверхности
«Не может быть!» или может? Тест на знание любимого фильма Гайдая
Как теперь живет девушка, родившая в 13 лет: скрывала новость об очередном пополнении от матери
Женщины и мужчины не такие, как в России: почему в турецких сериалах нет пикантных сцен
Был лучиком света в темном царстве: как Дима Маликов стал самым ненавистным артистом
Тест для людей с отличной памятью: помните ли вы настоящие имена знаменитостей
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше