Меню
Ваши билеты в личном кабинете

«Кака така любовь?»: 8 токсичных отношений в советских фильмах, которые мы раньше не замечали

«Кака така любовь?»: 8 токсичных отношений в советских фильмах, которые мы раньше не замечали

Крайне неудачные пары из старых добрых комедий.

Все мы выросли на добрых, уютных и душевных советских фильмах. Ипполит, Афоня, Тося Кислицына и другие легендарные образы отечественного кинематографа стали не только нашими старыми знакомыми, но и жизненными наставниками – неотъемлемой частью нашего культурного кода. Но действительно ли они научили нас только хорошему? Мир вокруг постоянно меняется, заставляя зрителей переосмысливать давно любимые киносюжеты. С годами становится очевидно, что в советских комедиях есть немало абьюзеров и токсичных отношений, которые прежде не бросались в глаза и даже казались нам милыми. Редакция Киноафиши собрала несколько таких неудачных пар из старого кино.

Афанасий Борщов и Катя Снегирева («Афоня»)

Афоня – один из самых очевидных абьюзеров советского кинематографа. Герой трагикомедии Георгия Данелии не знает, чего он хочет от жизни, а потому постоянно ищет себя в самых неподходящих местах – то на дне бутылки, то в компании сомнительных женщин. Влюбленную в него Катю Снегиреву он держит на расстоянии, не считая скромную медсестру достойным себя вариантом. Однако и давать ей однозначный отказ он не собирается, ведь ему удобно, что о нем заботятся и беспокоятся, пока он занят собственным эгоизмом. Но хороша и сама Катя! Эта девушка ведет себя как самый настоящий сталкер: потакая своей слабости к Афоне, она буквально преследует его всегда и всюду. Несмотря на то что в фильме их отношения все же заканчиваются хеппи-эндом, в реальной жизни они, скорее всего, привели бы обоих участников лишь к выгоранию чувств и разочарованию.

«Кака така любовь?»: 8 токсичных отношений в советских фильмах, которые мы раньше не замечали
Афанасий Борщов и Катя Снегирева

Игорь Брагин и Вера Силкова («Влюблен по собственному желанию»)

Этот фильм иллюстрирует одно из самых распространенных психологических заблуждений: от ненависти до любви один шаг. Конечно, иногда это правило действительно срабатывает, однако стоит помнить, что никакого союза без взаимоуважения получиться просто не может. А о каком уважении может идти речь, если Брагин постоянно называет Веру «каракатицей»? Он подшучивает над скромной библиотекаршей, заявляя, что в ней нет «ни сучка, ни задоринки, ни бугорка, ни впадинки». Ближе к финалу Игорь якобы прозревает и понимает, что идеальная женщина всегда находилась у него под носом. Вот только для этого «прозрения» Вере приходится накраситься и переодеться. И если герою фильма этого на какое-то время хватает, то в реальной жизни абьюзер, скорее всего, продолжил бы мучить свою избранницу всю жизнь.

«Кака така любовь?»: 8 токсичных отношений в советских фильмах, которые мы раньше не замечали
Игорь Брагин и Вера Силкова

Илья Ковригин и Тося Кислицына («Девчата»)

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», как завещал великий классик. Этот принцип покорения дамского сердца использует и главный герой «Девчат» Илья Ковригин. Он спорит с друзьями на меховую шапку, что через неделю Тося будет его, – и включается в нечестную «игру». Таким людям, как Ковригин, не нужны серьезные отношения. Главное для них – установить свою власть над человеком. По сути, единственное, чем его постепенно «цепляет» главная героиня, – это ее гордыня, не меньшая, чем у самого мужчины. Этот роман развивается за счет вечного соревнования а-ля «кто первый признает свои чувства». Однако нет никаких гарантий, что после победы Илья и Тося останутся интересны друг другу.

«Кака така любовь?»: 8 токсичных отношений в советских фильмах, которые мы раньше не замечали
Илья Ковригин и Тося Кислицына

Ипполит Георгиевич и Надя Шевелева («Ирония судьбы, или С легким паром!»)

Брошенного Ипполита в нашей культуре почему-то принято считать несчастной жертвой обстоятельств. Однако этот герой не так уж и идеален! Что бы сделал любой нормальный мужчина, услышав, что в квартиру его невесты пробрался неизвестный алкоголик? Вероятно, испугался бы за девушку и попытался бы ее защитить. Однако Ипполит начинает обвинять во всем Надю, даже не дав ей толком объясниться. Он попросту не верит человеку, с которым собирался прожить всю жизнь в законном браке! Он уходит, оставив невесту наедине с незнакомцем Женей. А затем еще и возвращается к ней, напившись, и устраивает ей дополнительные неприятности (все помнят легендарную сцену с душем). В общем-то, расставанию этой кинопары остается только порадоваться.

«Кака така любовь?»: 8 токсичных отношений в советских фильмах, которые мы раньше не замечали
Ипполит Георгиевич и Надя Шевелева

Надежда и Василий Кузякины («Любовь и голуби»)

В данном случае одеяло на себя постоянно перетягивает не мужчина, как в предыдущих фильмах, а гиперзаботливая мать семейства. Надюха Кузякина попросту пилит своего супруга и троих детей на протяжении всего экранного времени. Конечно, ее поведение можно оправдать тем, что на плечи женщины свалились все домашние хлопоты и финансовые проблемы. Но если внимательно понаблюдать за ее действиями и реакциями, становится понятно, что Надя будто гордится своим тяжким крестом. Ведь без выходок слабохарактерного мужа и постоянного «останавливания коней и тушения изб» она не знает, кто она такая и зачем живет. Ей нужны проблемы – и покорный Василий не устает ей их предоставлять: то заведет курортный роман, то купит на все деньги голубей. А жертвами в итоге оказываются обе стороны.

«Кака така любовь?»: 8 токсичных отношений в советских фильмах, которые мы раньше не замечали
Надежда и Василий Кузякины

Людмила Калугина и Анатолий Новосельцев («Служебный роман»)

Начнем с того, что эта всеми любимая советская комедия пропагандирует антифеминистические стереотипы. Во-первых, успешная и самостоятельная женщина обязательно должна быть несчастна на личном фронте. Во-вторых, чтобы все-таки найти любовь, она должна изменить себя (и себе). И в-третьих, мужчина «директрисы по жизни» должен быть слабее и мягче ее. Стоит признать, что в итоге у Людмилы Прокофьевны и Новосельцева получается вполне гармоничная семья. Но это вовсе не означает, что соответствие всем этим стереотипам в реальности привело бы к тем же результатам. Если один из партнеров (вне зависимости от пола) изначально ставит себя выше другого, такой паре очень скоро потребуется семейный психолог.

«Кака така любовь?»: 8 токсичных отношений в советских фильмах, которые мы раньше не замечали
Людмила Калугина и Анатолий Новосельцев

Юрий Самохвалов и Ольга Рыжова («Служебный роман»)

В том же самом сюжете есть и куда более провальные с обеих сторон отношения. Обладающий говорящей фамилией Самохвалов возвращается на родину победителем: он обеспеченный мужчина и успешный семьянин. Но так кажется лишь со стороны, потому что он буквально тычет этим всем в лицо, хотя сам не вполне в это верит. Юрию важно впечатлить бывшую возлюбленную, чего точно не потребовалось бы для счастья по-настоящему самодостаточному человеку. И Олечка ведется на эту провокацию. Она становится добровольной жертвой обольстителя, забыв о собственном семейном счастье. Нереализованной в личном плане женщине кажется, что в чужом браке и жизнь слаще, и трава зеленее. Иными словами, эти двое действительно друг друга достойны. Вот только ничего хорошего у них получиться не может, да и не получается.

«Кака така любовь?»: 8 токсичных отношений в советских фильмах, которые мы раньше не замечали
Юрий Самохвалов и Ольга Рыжова

Катя Тихомирова и Гоша («Москва слезам не верит»)

И еще один яркий пример «социального неравенства», а точнее, его неверного понимания в паре. Гоша, он же Гога, он же Георгий Иванович считает себя сильным и волевым мужчиной. Ему нравится Катерина – и он немедленно переходит к решительным действиям. Но как только герой узнает, что его избранница – не просто мать-одиночка, а директор завода, выясняется, что он не такой уж и альфа-самец. Проявляется истинная сущность Гоши – неустроенность, неопределенность и неуверенность в себе, скрываемая за множеством масок. Он просто сбегает, оставляя ответственность за отношения на плечах женщины, которую сам же до этого целенаправленно «приручил». Такие люди таят в себе двойную угрозу для своих партнеров: это типичные «дети», пытающиеся играть роли «родителей».

«Кака така любовь?»: 8 токсичных отношений в советских фильмах, которые мы раньше не замечали
Катя Тихомирова и Гоша
Глен Пауэлл притворяется наемным убийцей в трейлере фильма Ричарда Линклейтера «Я не киллер» Глен Пауэлл притворяется наемным убийцей в трейлере фильма Ричарда Линклейтера «Я не киллер» Читать дальше 19 апреля 2024
10 советских мультфильмов, которые можно смотреть только взрослым 10 советских мультфильмов, которые можно смотреть только взрослым Читать дальше 19 апреля 2024
15 забытых фильмов из 90-х, которые стоит пересмотреть в 2024 15 забытых фильмов из 90-х, которые стоит пересмотреть в 2024 Читать дальше 19 апреля 2024
Сериал «Ведьмак» продлен на пятый и заключительный сезон Сериал «Ведьмак» продлен на пятый и заключительный сезон Читать дальше 19 апреля 2024
Эффектный, но плоский фильм: появились отзывы о «Мятежной Луне 2: Дарующая шрамы» Эффектный, но плоский фильм: появились отзывы о «Мятежной Луне 2: Дарующая шрамы» Читать дальше 19 апреля 2024
Зак Снайдер планирует выпустить шесть частей «Мятежной Луны» Зак Снайдер планирует выпустить шесть частей «Мятежной Луны» Читать дальше 18 апреля 2024
10 лучших фильмов 2024 года, которые уже можно посмотреть онлайн 10 лучших фильмов 2024 года, которые уже можно посмотреть онлайн Читать дальше 19 апреля 2024
15 лучших фантастических фильмов за последние 5 лет: критики дали им высший балл 15 лучших фантастических фильмов за последние 5 лет: критики дали им высший балл Читать дальше 19 апреля 2024
8 лучших сериалов с короткими сериями: каждый эпизод смотрится на одном дыхании 8 лучших сериалов с короткими сериями: каждый эпизод смотрится на одном дыхании Читать дальше 19 апреля 2024
Убийца Джош Хартнетт попадает в затруднительное положение в трейлере триллера «В ловушке» Убийца Джош Хартнетт попадает в затруднительное положение в трейлере триллера «В ловушке» Читать дальше 19 апреля 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше