3. «Агния»
Режиссер Павла Стратулат говорит спасибо своим мастерам Павлу Лунгину, который в зале, и ушедшему от нас Юрию Арабову.
Продюсер Сабина Еремеева.
Начинается фильм с больших глаз главной героини собственно Агнии (прекрасная Евгения Громова, которую я запомнила с «Верности» Нигины Сайфуллаевой ), а кроме глаз ничего и не видно, потому что шапка, шарф, тулуп закрывают все остальное. Это зимняя рыбалка, а на заднем плане голые мужики бегают в снегу , а бани рядом не видно. Но тема бани задана.
Живет Агния в каком то вечном холоде, аварийном старом трехэтажном доме, в которой отключили отопление. Сын ее Макс (Нил Бугаев — в вышедшем только что на сервисе Premier сериале «Эль Русо» он играет главную роль) размораживает рыбу на электрическом обогревателе еще советского вида, и пытается скалкой разбить сосули, висящие над форточкой и окном. Да так, что вываливается из окна — хорошо, что дом всего-то трехэтажный.
«Женщина, а вы вообще по жизни чего хотите? — задаёт Агнии вопрос остроносенькая тетушка-мышка, пришедшая рассказать о невероятных возможностях для матери-олиночки, и в ответ на ее молчание взвивается, — «Я, можно подумать, мечтала в соцопеке работать, чтобы такие как вы с высока смотрели».
Вскоре в кадре появляется кандидат в мэры города Борис Анатольевич (Сергей Гилёв , в «Черной весне» он уже играл кандидата в мэры, и вот опять) и становится понятно почему у меня возник вопрос про баню.
-Нас просили построить баню. Мы построили еще и бассейн! — заявляет кандидат. А хор (опять хор как и в «Белом пароходе») девушку скандирует, что им не нужен бассейн, им нужны теплые квартиры, и предоставляет слово Агнии, но та молчит. И уходит.
Кандидату в мэры сообщают, что у нее сын в больнице, и что она печница.
— Печник! — поправляет Агния ( к моей любимой теме о феминитивах! И это ее еще печничкой, как принято в духе режиссерок, продюсерок, редакторок не назвали! ).
У кандидата в мэры жена Настя (Александра Виноградова) , которая надевает серебристую корону, потому что читала, что птичкам нравится блестящее, и держит тайно приходящего повара, потому что муж простив прислуги в доме. А дочка Васька — Василиса (Александра Бабаскина) стреляет по мишени в виде картонной фигуры отца.
-Агния, я все пытаюсь разжечь огонь, а вы все гасите и гасите! — восклицает кандидат в мэры Борис.
— Тяги нет. — парирует печник Агния.
Печку сложит. Тяга появится.
Но пока Агния кладет печку кандидату в мэры, у сидящего одного дома сына случается пожар и вся квартира выгорает. У соседей можно остаться только на два дня.
Так они оказываются в доме Бориса. Что не вызывает радости у его жены, но вызывает ее более чем страстный поцелуй с мужем.
Типажно Агния и жена кандидата в мэры очень похожи и вряд ли это случайность.
Муж хочет борща, а жена — совсем из другой жизни попавшая в этот замороженный город — не умеет ничего. А Агния умеет уху — она же рыбачит. И вот теперь становится понятно, что рыбачит она вместе то ли с быашим, то ли с надеющимся (Михаил Тройник) — дальше выяснится, что он именно надеющийся — у которого походная баня. И теперь уже бывший — или не бывший — сидит у лунки, а на заднем плане в снегу бегают обнаженные женщины.
Тяжелая (лично для меня) сцена охоты с убитым лосем, но дальше она объясняется.
Есть еще прекрасная сцена замешивания раствора босыми ногами — просто «Укрощение строптивого» только без винограда.
Говорят, планировалась «комедия-ребус», а по мере создания это в превратилось в сказку. Сказка ли это для меня вопрос, но что
«Агния» — это отличная история, рассказанная прекрасным киноязыком, это однозначно! Где работают даже, казалось бы, незначительные детали (молоко, например) или тетечка из соцопеки. Отличная операторская работа Павла Фоминуева.
Прекрасные актеры! Каждая роль -даже небольшая, как соседка с картами, а уж главные тем более, великолепны! , Прекрасная режиссер и автор сценария с редким именем Павла и загадочной фамилией Стратулат — чтобы легче было запомнить! А такое имя стоит запомнить! Думаю, мы его еще услышим!